ВОСПОМИНАНИЯ АМЕРИКАНСКОГО ГАЛЕРИСТА
Из книги Владимира Виссона "Судьба жить искусством", Москва РВалент 2002 г. $ 6 000 за "яблоко" Я рос, будучи абсолютно уверен в том, что искусство так же необходимо человеку, как еда и питье, и что без него жизнь потеряет свое богатство и полноту, как цветная картина, воспроизведенная на черно-белой фотографии. Как ни тяжело мне это признавать, но работа в "Уилденстейне" доказала мне, что искусство сегодня является частью большого бизнеса, и деловой мир считает его таким же объектом капиталовложения, как недвижимость и акции. Художественный мир рассматривают как рынок, колебания которого менее предсказуемы, чем цены акций на коммунальные услуги, облигации или процентные ставки для ипотеки'. Мне было больно видеть, что живопись воспринимается именно так, и тяжело поддерживать контакты с людьми, которые оценивали ее подобным образом. Искусство и бизнес находятся в сложных взаимоотношениях: во-первых, художественный мир обладает собственными внутренними правилами купли-продажи, коммерческими связями и ценовой политикой, и, во-вторых, существует постоянно растущее взаимовлияние между искусством и бизнесом.
Начиная с 1950-х годов я наблюдал драматические изменения в ситуации на арт-рынке в США. Сегодня это кажется смешным, но в 1907 году Роджер Фрай, куратор музея Метрополитен, подвергся обвальной критике за то, что приобрел "Мадам Шарпантье с детьми" Ренуара за сумму более 20 тысяч долларов, которая тогда считалась возмутительно завышенной. Теперь никто и глазом бы не моргнул, если бы эта сделка обошлась в несколько миллионов.
На протяжении 20-го века стоимость художественных произведений неуклонно росла. Начало настоящего бума в сфере искусства и эры вздутых цен восходит к 14 апреля 1952 года, когда проходила распродажа коллекции Габриэля Коньяка в парижской галерее "Шарпантье". Этот аукцион принес беспрецедентный доход в 860 тысяч долларов, в основном от продажи французских полотен *** века. За "Натюрморт с четырнадцатью яблоками" Сезанна было заплачено 82 тысячи долларов, или, как остроумно отметил художественный критик, почти по 6 тысяч долларов за яблоко^
Это было лишь началом. К. 1961 году цифры совершили скачок от тысяч к миллионам. В аукционном доме "Парк Берне" музей Метрополитен приобрел рембрандтовского "Аристотеля с бюстом Гомера" за 2,3 миллиона. Гонка набирала скорость. Леонардо да Винчи стоил вашингтонской Национальной галерее больше 5 миллионов. Живой художник стал цениться так же, как покойный, и "Голубые полюса" Джексона Поллока были куплены Австралийской национальной галереей за 2 миллиона. Список подобных переоценок холстов старых и современных мастеров может быть продолжен .
Все эти миллионные сделки получали широкую огласку в прессе, для которои ценность произведения искусства выражалась, в первую очередь, в долларах. Говоря словами М.Ю.Лермонтова, "всё это было бы смешно, когда бы не было так грустно".
Бум на художественном рынке и взлет цен в поднебесье были вызваны быстро увеличивавшимся интересом к искусству широких слоев общества, растущей тенденцией среди части бизнесменов и спекулянтов рассматривать великие произведения как надежные инвестиции и хорошую защиту от инфляции. Кроме того, налоговые законы оговаривали, что чем выше реальная или указанная при экспертизе стоимость картины, тем больше налоговых отчислений получит владелец после передачи полотна п музей^. В результате живопись высокого качества стала пользоваться огромным спросом, и так как имеющихся произведений известных художников, а особенно шедевров старых мастеров, которые писали мало, было явно недостаточно, чтобы удовлетворить спрос, цены поднимались непредсказуемо и астрономически. То или иное полотно, которое я знал и любил уже двадцать лет назад, когда никто не хотел его приобретать, неожиданно становилось вожделенной целью капиталовложения. НАВЕРХ
|
|
(Из книги "Современное искусство" издательство "Премьера", "Астрель" 2001г.) Арт-дилеры (торговцы произведениями искусства, посредники)
Дилер, как правило, забирает одну треть от продажной цены произведения искусства.
Таким образом они покрывают свои расходы (аренда галереи, реклама и т.д.) и зарабатывают на жизнь.
Чем выше цена произведения, тем больше доход дилера, поэтому посредники стараются назначить как можно более высокую цену.
Аукционы
Перед продажей произведения искусства с аукциона эксперты оценивают его и назначают стартовую цену. Тем не менее, результат аукционных торгов всегда непредсказуем. 15 мая 1990 года малоизвестная работа Ван Гога "Портрет доктора Гаше" была представлена на аукцион "Кристис" в Нью-Йорке. Многие были уверены, что упадок, царивший в то время на рынке искусства, помешает взвинчиванию цены, предсказанному экспертами. Каково же было всеобщее удивление, когда картина была продана за 82,5 миллиона долларов -вдвое выше предсказываемой цены!
ф Как устанавливается цена?
Дилеры и эксперты аукционного дома назначают коммерческую стоимость произведения искусства исходя из следующих факторов:
o Репутация художника. Это зависит от того, сколько раз выставлялись его работы, особенно персонально. Это также зависит от того, был ли замечен художник критиками-искусствоведами, которые часто сами организуют выставки, а также критиками, просто пишущими о произведениях искусства. Впоследствии работы художника могут быть куплены музеями или известными частными коллекциями, о нем могут быть написаны книги.
Кто покупает "шедевры"?
К сожалению, не все произведения покупают только из любви к искусству.
Хотя большинством коллекционеров изначально движет интерес к искусству, очень дорогие работы часто приобретаются как символ,
для вложения капитала или по соображениям престижа. Цены на них часто превышают возможности государственных музеев,
и только богатые коллекционеры или корпорации могут
позволить себе их приобретение. Например, "Портрет доктора Гаше" был куплен Японской бумажной фабрикой.
Пять самых дорогих произведений искусства, проданных на аукционе (до августа 1991): 1. "Портрет доктора Гаше" (Ван Гог): 82,5 миллиона долларов. 15 мая 1990 2. "В Мулен де ла Галетт" (Ренуар): 78,1 миллиона долларов. 17 мая 1990 3. "Помолвка Пьеретты" (Пикассо): 300 миллионов франков, (около 70 милионов долларов). 29 ноября 1989 4. "Ирисы" (Ван Гог): 53,9 миллиона долларов. 11 ноября 1987 5. "Автопортрет" (Пикассо): 47,85 миллиона долларов. 9 мая 1989 НАВЕРХ
|
|
КОЛЛЕКЦИОНЕРЫ
Из книги "Современное искусство", изд. " Амфора" 2001.
Всякий ребенок любит собирать марки. Разбогатев, люди переключаются на произведения искусства. Большинство поклонников искусства гоняется за антиквариатом, но если вы уже удовлетворили страсть к старым часам и сувенирным куклам, то можете обратить взор на картины современных художников.
Возможности для поиска в этом направлении возросли в последнее время необычайно, и перспектива быстрого обогащения выглядит весьма соблазнительно.
Некоторые американские коллекционеры охотятся за картинами, ведя рассеянный огонь и скупая по низким ценам как можно больше современных произведений в надежде, что какие-нибудь из них в скором времени подорожают. Но чаще всего собиратели остерегаются приобретать понравившееся им произведение малоизвестного художника и предпочитают выждать и потратить деньги на что-нибудь уже зарекомендовавшее себя и завоевавшее позиции на рынке. Мечта всякого коллекционера - купить по бросовой цене картину, которая в один прекрасный день принесет ему целое состояние.
Нечто подобное произошло с картинами Шагала: лет двадцать назад они стоили несколько тысяч фунтов, а теперь большинство простых смертных не может даже мечтать о них. Молодые художники предвидят такую возможность и стараются с самого начала заполучить за свои шедевры максимальную сумму в расчете на психологию покупателя, который чувствует, что сделал ценное приобретение, только в том случае, если оно нанесло ощутимый урон его финансам.
Во всем мире крупнейшими коллекционерами являются галереи. Они создают внушительные запасы произведений искусства и непрерывно увеличивают их. Подобно тор-
говцам, владельцы больших коллекций передают их по наследству своим детям, и таким образом возникают могущественные династии любителей искусства. Число коллекционеров также растет, и художественным музеям, во избежание неоправданного риска, остается только надеяться на пожертвования после смерти художника.
Собственниками произведений умершего являются обычно его вдова и дети. Их тут же начинают обхаживать представители различных организаций, нуждающихся в пополнении коллекций. Все члены семейства становятся знаменитостями, и стоимость произведений искусства, которыми они владеют, как и в случае с недвижимостью, из года в год растет вместе с их известностью.
Художники вращаются в кругу себе подобных. Они дарят друг другу свои картины, обменивают их или покупают. Когда несколько интересных художников сходятся вместе, они могут образовать целое направление с определенной манерой, что способствует повышению рыночной стоимости их произведений.
Одно из неразрешимых противоречий злосчастной судьбы художника заключается в том, что при всем его стремлении отмежеваться от банальности обыденной жизни и сохранить самобытность он вынужден ради известности иметь дело по преимуществу с плутократами. Если хочешь продать свою работу за несколько тысяч долларов, то бесполезно обращаться к обыкновенным людям -
приходится искать общества влиятельных особ, постоянно поддерживать свое реноме и зависеть от прихотей публики и торговцев.
Коллекционеры руководствуются самыми разными мотивами - от искреннего восхищения художником до стремления поддержать его из жалости. Каждый художник, естественно, убежден, что в его случае возможен только первый из этих вариантов. Но со временем люди становятся практичнее, и их интересуют уже не столько художники, сколько крупные коллекции.
Основной стимул, который движет всяким серьезным коллекционером, знающим толк в искусстве, - сколотить состояние. Добившись этого, он по-прежнему приобретает картины, сознавая, что в современном обществе "человек - это то, чем он владеет". С другой стороны, кому не хочется, чтобы его считали эстетом, личностью незаурядной и эрудированной?
Истинные коллекционеры оставляют свой след в истории искусства как пионеры, пробивавшие путь талантливым художникам, еще не признанным ни критикой, ни художественными музеями.
Французский меценат Жак Дусэ стал очень рано скупать картины Брака и Пикассо. Он приобрел "Авиньонских девушек" Пикассо и настоятельно предлагал их одному из парижских музеев. Натолкнувшись на категорический отказ, он с большим сожалением продал картину в Соединенных Штатах, где она
и висит теперь в нью-йоркском Музее современного искусства. Когда картина ненадолго вернулась в Париж с одной из выставок, это рассматривалось как знаменательная дата в истории национального искусства.
Не мешает также вспомнить Альберта Барнса, основателя музея в городе Мерион возле Филадельфии. Он был врачом и защитником угнетенных негров. Подружившись с Матиссом, он пригласил его украсить большой зал его галереи копией знаменитого "Танца". Барнс буквально спас Сутина от нищеты, всеобщего пренебрежения и депрессии, купив десятки его картин в то время, когда никто не желал приобретать их. Это оказало прямо-таки магическое действие на парижских торговцев, которые так круто изменили свое мнение о Сутине, будто надели новые очки.
Многие крупные коллекции кончают тем, что хранятся сваленными в запасниках какого-нибудь музея, а имя дарителя навсегда остается связанным с его впечатляющим даром. Коллекционеры, которые держат свои художественные сокровища дома, то и дело подвергаются уговорам передать их тому или иному музею. Во Франции такое пожертвование освобождает дарителя от налога на недвижимость. И по большей части люди предпочитают расстаться с картиной, нежели с толстой пачкой ассигнаций. Страсть к тому, что не приносит материальной выгоды, имеет пределы.
Чтобы сойти за тонкого ценителя искусства и мецената, не располагая необходимыми для
этого средствами, начните с гравюр. Всего лишь за несколько сотен фунтов вы можете стать обладателем Ван Вельде или Дали - выбор зависит от вашего эстетического вкуса и, разумеется, обсуждается со всеми подряд с глубочайшей серьезностью и страстью подлинного знатока.
Если вы поставите на художника, которого вот уже несколько веков признает весь мир, то уж точно не ошибетесь. НАВЕРХ
|
|
О великом русском меценате Сергее Щукине
Из книги "Повседневная жизнь Монмартра во времена Пикассо", Жан- Поль Креспель, изд. "Молодая Гвардия" 2000 г.
Сергей Щукин, меценат, московский купец, торговавший пшеницей, интересовался больше работами Пикассо. В своем особняке, бывшей резиденции князей Трубецких, за пятнадцать лет он собрал поразительную коллекцию, повергавшую в изумление Шагала и других русских художников авангарда. Вспоминая о нем в своих мемуарах, Фернанда Оливье описывает его как нескладного, бледного, отечного мужчину, страдающего сильным заиканием. К тому же еврея.
Все это весьма далеко от истины и лишний раз доказывает, как много неправды говорят даже свидетели, близко знавшие Пикассо. В Щукине не было ничего отталкивающего, достаточно посмотреть на его портрет кисти Матисса, и он вовсе не был евреем, принадлежа к православным старообрядцам. Он действительно заикался, но совсем незаметно, если верить Гертруде Стайн.
Фанатично преданный живописи, Щукин сначала увлекся Матиссом и заказал ему панно для своего особняка - "Танец" и "Музыка". Этот заказ, выполненный в 1909 году, впервые поднял планку цены за авангардную работу до невиданной ранее суммы - 25 тысяч франков. Дороже не платили даже за картины знаменитых помпьеристов.
В те же самые годы Щукин купил у Пикассо, за хорошие деньги, его произведения "розового периода" и первые кубистские композиции; "Дама с Майорки", "Портрет Сабартеса", "Дама с веером", "Королева Изабо". Стоило Канвейлеру телеграфировать Щукину, что у него появилось несколько картин Пикассо, как тот немедленно садился в спальный вагон. К 1917 году, когда пала царская власть, его коллекция содержала не менее пятидесяти картин Пикассо, сорок - Матисса, не говоря уже о работах Сезанна, Гогена, Ван Гога. Спасаясь от революции, он обосновался в Париже. Он ходил по галереям, но был уже совсем без средств и не мог ничего купить. Не тая никакой злобы на советскую власть, конфисковавшую
его коллекции, он говорил; "Все равно я собирался завещать все музею".
Эти две основные коллекции поделили Эрмитаж в Петербурге и Музей имени Пушкина в Москве, благодаря такому приобретению считающиеся самыми богатыми в мире музеями по количеству полотен художников авангарда конца 19-го - начала 20-го века. НАВЕРХ
|
|